По всему миру светофоры давно уже стали незаменимой частью городского ландшафта. Ну, почти по всему миру – кое-где до сих пор используется в основном труд полицейских-регулировщиков, и то лишь потому, что местные водители зачастую игнорируют сигналы светофоров. Хотя уровень культуры вождения повсеместно растёт, и эти устройства получают всё большее распространение даже в самых отдалённых уголках планеты.
Интересные факты о светофорах
- Первый электрический светофор изобрел Лестер Вайр из США в 1912 году. Это было устройство с двумя сигналами, красного и зелёного цветов, однако его изобретение так и не было запатентовано.
- Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Он управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью.
- В Праге есть проход между домами шириной 70 сантиметров, в котором висит настоящий светофор. Но работает он не для машин, а для того, чтобы идущие с разных концов улицы прохожие не натолкнулись друг на друга (см. интересные факты о Праге).
- Красный сверху, желтый посередине, зеленый внизу – это мировой стандарт. Приняли его для того, чтобы люди, способные различить только яркие цвета и некоторые оттенки, могли спокойно перейти улицу без риска для жизни, зная, где находится какой сигнал.
- Среди дальтоников встречаются люди, не различающие зеленый и красный цвета, поэтому современные светофоры имеют оранжевый оттенок красного сигнала и синий оттенок зеленого, чтобы они могли его видеть.
- Первые трехцветные светофоры были установлены в США в 1920 году, в Детройте и Нью-Йорке.
- В СССР светофор появился лишь в январе 1930 года, на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде.
- В 1914 году, в Кливленде, США, штат Огайо, были установлены первые четыре светофора, которые при переключении цветовых фонарей издавали звуковой сигнал.
- В первом патенте на светофор, кроме технической конструкции, было указано следующее его назначение: «сделать очерёдность проезда перекрёстка независимой от персоны, сидящей в автомобиле».
- В небольшом американском городке Сиракьюс, где проживают в основном потомки ирландцев, находится единственный в мире светофор, на котором зеленый сигнал расположен сверху, а красный – снизу. Он был установлен в стандартном виде 1925 году, но постоянно подвергался нападениям со стороны детей, которые каждый день выбивали в нем стекла из-за того, что зелёный цвет, символизирующий их родину, Ирландию, находился ниже красного, цвета, ассоциировавшегося с Великобританией. Городские власти сдались спустя 3 года, и сделали единственный в мире светофор с обратным расположением цветов.
- В 2008 году команда «Феррари» использовала светофор вместо таблички для подачи сигналов гонщику во время пит-стопа. Система действовала полностью автоматически, но во время гран-при Сингапура из-за оживлённого движения по пит-лейн пришлось управлять ум вручную. Механик по ошибке дал гонщику зелёный сигнал до того, как заправочный шланг вытащили из болида, что привело к инциденту. После этого команда вернулась к традиционной табличке.
- В Японии первые светофоры имели синий цвет вместо зеленого, но со временем выяснилось, что глаз человека значительно лучше воспринимает зеленый, нежели синий (см. интересные факты о Японии).
- В Лондоне можно увидеть уникальный памятник светофору, который выглядит, как целое светофорное дерево.
- Ученые подсчитали, что жители крупных мегаполисов тратят около 6 месяцев своей жизни на ожидание зеленого сигнала светофора.
- В Берлине есть светофор, который имеет 13 световых сигналов. В этой системе сложно разобраться, поэтому рядом постоянно находится полицейский, который объясняет его сигналы.
- В Пхеньяне, столице КНДР, о существовании светофора долгое время жители не знали – движение регулировали девушки-регулировщицы, которые потом стали достопримечательностью столицы. Для получения этой должности, девушки проходили очень серьезный отбор. Сейчас, впрочем, светофоры в Пхеньяне уже появились (см. интересные факты о КНДР).
- В Рио-де-Жанейро водители могут проезжать на красный свет с 10 вечера до 5 утра, не останавливаясь. Это связано с риском ограбления на пустынных перекрёстках, и, чтобы этого избежать, власти разрешили водителям нарушать ПДД в ночное время.
- В Сингапуре на светофорах, есть система для пожилых людей и инвалидов, которая может продлить время перехода с помощью специальной карты. Такие пешеходы просто подносят карту к кнопке, и система включает зеленый сигнал на 13 секунд дольше обычного времени.