Ежедневно в московском метро ездят миллионы пассажиров, и именно этот транспорт обеспечивает перевозку большей части населения столицы, исправно работая год за годом, десятилетие за десятилетием. Причём метрополитен растёт вслед за городом, постоянно открываются новые станции и линии, и он недаром считается лучшим в мире.
Интересные факты о Московском метро
- Многие станции метрополитена украшены лепниной, но «Новокузнецкая» является единственной из них, на которой лепнина есть даже в тоннеле над эскалаторами.
- В 1940 году на станции Московского метро «Динамо» по ночам работали учёные-физики. Расположенная на 40-метровой глубине станция отлично была защищена от радиоволн, что, собственно, им и требовалось.
- В 1996 году из-за шутки сотни тысяч людей поверили в существование вымышленной станции «Физтех». На самом деле это студенты расклеили в вагонах новые схемы метрополитена, внешне почти неотличимые от настоящих.
- Кольцевая линия метро в Москве строилась на протяжении одиннадцати лет (см. 35 интересных фактов о Москве).
- В Московском метро две «Смоленские» и две «Арбатские станции», потому что во время Великой Отечественной войны две старые станции были повреждены бомбой. В тайне от всех были построены две новые станции и новая линия. Но позднее, в конце 50-х годов, старые станции восстановили и снова открыли.
- Во время Великой Отечественной войны продолжалось строительство Замоскворецкой, Кольцевой и Покровской линий.
- При строительстве Московского метро, точнее, при прокладке новых тоннелей, была достигнута скорость в 650 метров в месяц. Впрочем, метростроители в Санкт-Петербурге добились скорости в 1200 метров за тот же срок.
- На станции «Комсомольская» колонн больше, чем на любой другой — их там 146 штук.
- На всех линиях Московского метро, кроме Бутовской, число вагонов в составах составляет 6, 7 или 8.
- Все вагоны для Московского метрополитена производятся в Мытищах.
- На Кольцевой метро линии перед станцией тоннель слегка поднимается вверх, в на выезде спускается вниз вниз. Это помогает поездам проще сбрасывать и набирать скорость.
- Первой станцией метрополитена, на которой были установлены турникеты, стали «Красные ворота».
- Мозаику для станции «Новокузнецкая» собирали в Ленинграде, который в то время находился в блокаде (см. 35 интересных фактов о Санкт-Петербурге).
- В Московском метро постоянно гуляет ветер не только благодаря вентиляции, но и потому, что поезда, перемещаясь по тоннелям, толкают воздух, как поршни внутри цилиндров.
- На всех старых станциях метрополитена двери очень тяжёлые, потому что при их разработке были предъявлены требования к долговечности и прочности, а вот вес их никого не интересовал.
- Мужским голосом объявляют станции во время движения поездов к центру Москвы, а женским — во время движения от центра. На Кольцевой ветке при движении по часовой стрелке станции объявляет мужской голос, а при движения против часовой — женский.
- Раньше Московское метро пахло по-особенному благодаря креозоту, которым пропитывали шпалы. Но сейчас креозот больше не применяется.
- Суммарная протяжённость линий Московского метрополитена давно уже перевалила за три сотни километров.
- Метрополитен носит имя Ленина только с 1955 года. До этого он носил имя Л. Кагановича.
- Открытая в 1938 году станция Московского метро «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения с колоннами.
- В 1941 году был разработан план затопления метрополитена в том случае, если немецкие войска войдут в Москву. К счастью, оборону удалось удержать, и враг был отброшен от столицы.
- Название «Электрозаводская» можно увидеть в элементах оформления этой станции целых 54 раза.
- Неработающий второй перрон станции «Полежаевская» активно используется для съёмок фильмов, сериалов и рекламы.
- Первый в Московском метрополитене был открыт в 1938 году. Он соединил станции «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина».
- Вышеупомянутый «Александровский сад» успел сменить и пять других названий — «Имени Коминтерна», «Коминтерн», «Улица Коминтерна», «Воздвиженка» и «Калининская».
- В переходе, соединяющем станции «Площадь Ильича» и «Римская», есть фонтан.
- Лучше всего акустика на станции «Кропоткинская». Раз в год на ней даже проводят ночные концерты.
- Музей Московского метро сейчас располагается на станции «Выставочная», но его туда переместили относительно недавно — до этого он располагался на «Спортивной».
- Из-за реконструкции железнодорожного моста станция «Воробьёвы горы» была закрыта на протяжении целых 19 лет.
- Помимо пассажирских составов по Московскому метро курсируют и грузовые. Они обслуживают внутренние нужды метрополитена.
- Раньше название станции «Планерная» было принято произносить, как «Планёрная».
- Несколько десятков лет назад в вестибюлях станция Московского метрополитена были урны, но в целях борьбы с террористической угрозой из убрали.
- Чтобы оснастить метрополитен эскалатором, советские власти за нереально огромные по тем временам деньги, 200.000 золотых рублей, купили один из первых прототипов эскалатора. Его изучили, доработали и начали производить эскалаторы самостоятельно.
- В Московском метро 44 станции официально включены в список культурного наследия России.
- Давным-давно в киосках по продаже билетов в метрополитене продавали бутерброды и ириски.
- Московский метрополитен является одним из немногих в мире, в котором есть бесплатный интернет для пассажиров.
- В первой половине прошлого века слово «метро» в русском языке относили к мужскому роду.
- Буква «ё» встречается в названии разных станций Московского метрополитена, но станция «Тропарёво» стала первой, в дизайне которой точки над «ё» были прорисованы.
- Забытые пассажирами вещи отправляются на склад забытых вещей, что на станции «Котельники». Там они ожидают владельцев на протяжении 6 месяцев, после чего утилизируются, если их никто так и не забрал.
- Когда Московское метро впервые открыло свои двери для пассажиров, в нём было всего 13 станций, расположенных на двух линиях.
- На 30 станциях метрополитена можно увидеть окаменелости, вмурованные самой природой в мраморную облицовку.
- В метро постоянно проживает около 500 собак.
- Грунтовые воды из Московского метрополитена откачиваются непрерывно. Если насосы остановятся, многие линии и станции вскоре будут затоплены.
- Название станций «Боровское шоссе» и «Кантемировская» написано на их стенах наклонным шрифтом, а не обычным.
- Самый короткий эскалатор в Московском метро установлен на станции «Саларьево». Пассажиры на нём поднимаются всего на три метра.
- Контактный рельс в метрополитене находится под напряжением в 880 вольт, и прикосновение к нему гарантирует летальный исход.
- До 1992 года в Московском метро использовались картонные талоны. Затем их сменили жетоны, затем — бумажные билеты, а сейчас большинство пассажиров пользуется для оплаты проезда пластиковыми картами или и вовсе смартфоном.
- Первые турникеты в метрополитене были установлены в 1959 году.
- Впервые проекты строительства метро в Москве появились ещё до революции, в конце позапрошлого века, но им воспротивилось духовенство, представители которого заявили, что человеку не надлежит спускаться под землю.
- Длинный перегон между «Коломенской» и «Автозаводской» просуществовал целых 46 лет, пока на нём не была построена станция «Технопарк».
- Первый пассажир проехался в Московском метро в 1935 году.
- В элементах дизайна станции «Кантемировская» можно увидеть изображение «Маяковской».
- После открытия Московского метро билет действовал 35 минут, а стоил он 50 копеек.
- Станция «Парк Победы», лежащая на глубине 73 метра, является самой глубокой в Московском метрополитене.
- Около ста лет назад, в 20-х годах XX века, немецкая компания Siemens-Bauunion предлагала построить в Москве метрополитен, но ей было отказано.