Некогда дирижабли были королями неба, но они уже давным-давно уступили пальму первенства самолётам. Прогрессивные для своего времени, они, однако, оказались недостаточно надёжными и безопасными, так как технологии прошлого века не позволяли значительно их улучшить. Впрочем, в современном мире дирижабли, кажется, снова постепенно становятся востребованными.
Интересные факты о дирижаблях
- В 1934 году в Советском Союзе построили в единственном экземпляре дирижабль «СССР В-6», самый крупный в стране. Длина его корпуса достигала 104,5 метров, диаметр — 18,8 метров. Он поставил рекорд скорости в 113 км/ч и за 130 часов непрерывного полёта пролетел более 4,8 тысяч километров.
- Дирижабли, использовавшиеся более века назад, во время Первой Мировой, могли подниматься до высоты в 6-8 километров.
- Самые знаменитые дирижабли — это, конечно же, «Цеппелины». Они так называются, потому что их изобрёл Фердинанд фон Цеппелин.
- Первый в мире дирижабль, построенный в 1852 году, был оборудован паровым двигателем.
- Если погода позволяет, дирижабль теоретически может лететь неделями без посадок, так как ему не нужны столь частые дозаправки, как самолётам (см. 15 интересных фактов о самолётах).
- Выпущенные сто лет назад дирижабли могли преодолевать расстояния до 12-15 тысяч километров без посадок. Такая дистанция не под силу многим современным самолётам.
- В современном мири крупные дирижабли не используются, потому что им нужен специальный ангар, который в обслуживании обходится в более чем сто раз дороже, чем ангар для самолёта таких же крупных размеров.
- Большинство дирижаблей имели сигарообразную форму. Однако, существовали и другие модели, например, практически шарообразные и даже дискообразные.
- Объём корпуса у самых крупных моделей дирижаблей превышал 200 тысяч кубометров.
- Каркас этих летательных аппаратов не отличается прочностью, поэтому, в отличие от какого-нибудь воздушного шара, они не могут садиться просто на грунт. Им для этого требуется особая причальная мачта, а также целая команда наземного персонала.
- На самом первом дирижабле, который, впрочем, так и не взлетел, винты должны были вращаться вручную, причём для этого требовалось около 80 человек. Двигателя предусмотрено не было.
- Соотношение массы к полезной нагрузке у дирижаблей намного выше, чем у самолётов. Полезная нагрузка у них может достигать 40% от общей массы.
- Вес самых крупных дирижаблей прошлого века переваливал за 200 тонн.
- В современных дирижаблях для наполнения оболочки используется гелий, лёгкий и безопасный. Но в прошлом для этой цели использовали водород, потому что дешёвый способ получения гелия в промышленных масштабах тогда ещё не был известен.
- Один из вышеупомянутых «Цеппелинов» даже совершил кругосветный перелёт.